Разъяснение для размещения в СМИ
В связи с участившимися случаями обращения в органы прокуратуры по вопросу предоставления ФГУП «Почта России» услуги страхованию при оплате коммунальных услуг или отправлении почтовых переводов, прокуратура района разъясняет:
Согласно п. 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Таким образом, в силу прямого указания законов навязывание дополнительных услуг, таких как страхование почтового отправления, жилого помещения и пр. является незаконным.
Услуги по страхованию предоставляются на добровольной основе – статья 927 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом необходимо:
- Всегда читать выдаваемый при проведении операции по денежному переводу предчек – в нем не должно быть никаких услуг, кроме тех, в которых нуждается обратившийся гражданин (по смыслу Закона о защите конкуренции дополнительные услуги должны быть запрошены обратившимся, а не включены в предчек и чек по умолчанию).
- В случае подобного нарушения — направлять любым удобным способом в адрес ФГУП «Почта России» письменную претензию о ненадлежащем оказании услуг.
- Если в отделениях ФГУП «Почта России» деньги обратившегося гражданина уже переведены (не только наложенным платежом, но и, например, осуществлена оплата жилищно-коммунальных услуг) и, при этом, навязали страхование, гражданин вправе обратиться в Калужское Управление федеральной антимонопольной службы России, расположенное по адресу: пл. Старый торг, д. 5, г. Калуга, Калужская область, 248000, или на телефон горячей линии: 8-484-2-57-65-92, или на адрес электронной почты: to40@fas.gov.ru, с соответствующим обращением, приложив копии чеков, подтверждающих навязывание услуги, и переписку с ФГУП «Почта России» (если ранее обращались с претензией).
Заместитель прокурора Бабынинского района
советник юстиции А.В. Буковская
СОГЛАСОВАНО
Прокурор Бабынинского района
советник юстиции А.Н. Журков