История
В первой половине 70-х годов XIX века в Министерстве путей сообщения обсуждалась идея соединения Калуги и Брянска прямым железнодорожным путем. В апреле 1895 года такое решение было принято.
На всю дорогу от Москвы до Брянска было запланировано 30 станций, из них ближайшими к Калуге оказались Тихонова Пустынь, Разъезд № 9 (впоследствии Анненский, сегодня – Калуга-2), Воротынск (в 3 верстах от одноименного заштатного города), Бабынино. Строительство дороги производилось быстрыми темпами. К середине 1898 года железнодорожный мост через Угру был готов наполовину. Вблизи древнего Воротынска началось строительство станции, определившее судьбу этого исторического города. Станцию поставили на земле частного владельца рядом со старым Брянским трактом. Открытие Московско-Брянской железной дороги откладывалось несколько раз, начиная с весны 1899 года, Но 1 августа того же года по ней, наконец пошли поезда.
На станции Воротынск, кроме здания вокзала, к 1905 году были построены одноэтажные деревянные дома, в которых жили железнодорожники и подвалы – “ледники”. Вдоль шоссейной дороги разместились магазин (теперь магазин “Кристалл”), чайная с сыроварней в подвале, пекарня и кузница. Все это до революции принадлежало купцу Пронину. Там, где сейчас отделение милиции и железнодорожный магазин был рынок, шла оживленная торговля. В Духов день (2-ой день после Троицы) проводилась праздничная ярмарка. Рядом со станцией расположился лесопитомник, созданный для озеленения, как самого поселка, так и полосы отвода железной дороги. В соседней Малой Слободке соорудили водозабор на р. Высса, и вода для заправки паровозов подавалась в специальные водоналивные башни. Почти все это сохранилось до сегодняшнего дня, и является живым напоминанием о времени возникновения нынешнего поселка Воротынск, которому в 1999 году исполнилось 100 лет.
С установлением советской власти был образован сельский совет, куда входили д. Харское, Уколовка, Доропоново, п. Воротынск. Первым его председателем был В. М. Мекедо, а секретарем И. Зернов. В 1924 году администрация сельского совета обосновалась в п. Воротынск. В 1929 году был создан колхоз ” Свободный Октябрь”, 1930 году в д. Харское – колхоз под названием “Прогресс”, в который вошло 35 хозяйств. Позже эти два колхоза слились в колхоз ” Красный садовод”. Позднее он был преобразован в совхоз Воротынский, затем в совхоз им. Дмитрова. Колхоз интенсивно занялся посадкой фруктовых деревьев, которые были посажены вдоль дороги на д. Кумовское. К сожалению, этот сад погиб. В 30-е годы появился кирпичный завод, помещение для сушки кирпича. Завод выпускал до 2х миллионов штук кирпича в год. Помимо кирпича делали и черепицу. Первым директором завода был Егор Семенович Колосов.
Некоторых жителей поселка не миновало раскулачивание, переселение, аресты. В 30-х годах поселок стал застраиваться частными домами. К 1937 году их уже было полтора десятка. Центральная дорога была грунтовая, ездили в основном на лошадях.
Сегодня это современный поселок с современной инфраструктурой. В поселке проживает около 12 тысяч жителей.